Крупные массивы малонарушенных лесов Европейского Севера России имеют особую природоохранную ценность в связи с тем, что они являются последними в Европе эталонами дикой природы и способствуют поддержанию естественных экологических процессов на обширных территориях. Они включают в себя основной набор типичных лесных ландшафтов и представляют собой среду обитания как для редких и исчезающих, так и для типичных в лесной зоне видов растений и животных.
В настоящее время значительная часть этих массивов представляет собой арендную базу лесопромышленных компаний и может быть уничтожена в обозримом будущем. Поэтому, с точки зрения WWF как природоохранной организации, необходима выработка особых решений по управлению этими массивами.
Для решения проблемы сохранения массивов малонарушенных лесов WWF считает оптимальным применение трехуровневого подхода:
Уровень особо охраняемой природной территории. Наиболее эффективным способом сохранения крупных массивов является создание особо охраняемой природной территории, режим которой исключает главное и промежуточное пользование (например, ландшафтный заказник и пр.).
Для создание ООПТ в границах массива необходимо выделить наиболее ценное ядро (или несколько ядер) площадью не менее 50000 га для создания особо охраняемых природных территорий
Если создание ООПТ невозможно в ближайшей перспективе, необходимо объявить мораторий на рубки до тех пор, пока всеми заинтересованными сторонами в рамках переговорного процесса не будет найдено взаимоприемлемое социально, экономически и экологически обоснованное решение по сохранению, устойчивому управлению этими лесами. Местом для проведения этого переговорного процесса должен стать Архангельский общественный лесной совет, где представители администрации области, федеральных структур, науки и НГО могли бы искать приемлемые решения острых проблем, в том числе и будущего массивов малонарушенных лесов.
Кроме того, необходимо разработать и принять новую программу развития сети особо охраняемых природных территорий. Программа должна отражать следующие пункты:
1. Подробный анализ существующих ООПТ на предмет эффективного функционирования этих территорий;
2. Поиск на основе ландшафтного анализа и полевых материалов территорий, потенциально ценных для создания новых ООПТ. В первую очередь это касается естественных природных ландшафтов и природных комплексов, не подвергавшихся антропогенному воздействию (“Закон об охране окружающей среды в РФ”, ст.4, п.2);
3. Определение механизма финансирования ООПТ, в т.ч. и привлечение инвестиций.
На уровне региона должна быть принята стратегия управления массивами малонарушенных лесов. Стратегия должна разрабатываться при участии всех заинтересованных сторон с учетом экологического, экономического и социального факторов. Лучшим вариантом было бы включение такой стратегии в лесную политику Архангельской области. Попытки создания лесной политики предпринимались, но, к сожалению, не были доведены до конца. Что отчасти можно объяснить неясными перспективами развития лесного сектора, которые предлагает проект нового Лесного кодекса.
II. Уровень арендной базы предприятия. Внутри арендной базы в ходе планового или непланового лесоустройства выделяются участки леса высокой природоохранной ценности. Большая часть таких участков попадает под действующее законодательство и выделяется в виде особо защитных участков (ОЗУ) и водоохранных зон рек, озер и болот. Для осуществления работы по сохранению, устойчивому управлению лесами на этом уровне необходимо, чтобы региональное агентство лесного хозяйства по Архангельской области и НАО утвердило следующие разработанные документы:
- Методическое руководство определения, выделения и сохранения лесов высокой природоохранной ценности в Архангельской области,
- Проект выделения особо защитных участков для Архангельской области.
III. Уровень делянки. При разработке делянки выделяются ключевые биотопы силами обученных вальщиков. Необходимо подготовить и утвердить на региональном уровне список таких ключевых биотопов и нормативы их выделения.
Наиболее сложная ситуация складывается с массивом малонарушенных лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги (Двинско-Пинежский массив). Проблема его сохранения осложняется следующими факторами:
1) Более 90 % площади массива находятся в арендной базе лесопромышленных предприятий;
2) Значительное усыхание ельников, достигающее по разным оценкам 60 %, что в свою очередь, резко повышает пожарную опасность территории, а также крайне отрицательно сказывается на качестве древесины. Выход деловой древесины в районах усыхания не более 35 %.
В последнее время на уровне областных и федеральных структур власти звучат заявления о необходимости проведения сплошных санитарных рубок на территории всего массива для того, чтобы “спасти” и поселки, которые находятся рядом.
До принятия каких-либо серьезных решений по Двинско-Пинежскому массиву нужно учитывать следующие факторы:
- Места массового усыхания ельников приурочены, главным образом, к участкам леса, граничащим с фронтом рубок и сдвигание границы вырубок будет сопровождаться продвижением очага усыхания вглубь массива;
- Экономического потенциала предприятий, работающих в зоне массива, не хватит для того, чтобы освоить лес в ближайшие годы. Запасы леса в массиве оцениваются в 40 млн. м3. Для сравнения: ежегодные объемы рубок в области составляют не более 10 млн. м3. На объемы заготовок в междуречье сегодня приходится 5 %. То есть, в оперативном порядке при помощи сплошных санитарных рубок лес “спасти” не удастся;
- Уничтожение крупнейшего в Европе лесного массива крайне негативно скажется на международном имидже Архангельской области, что отрицательно отразится на положении предприятий экспортеров лесной продукции;
- За последние сто лет известно несколько случаев усыхания лесов подобного масштаба, в том числе и в границах Двинско-Пинежского массива. Опыт показывает, что лес самостоятельно преодолевает последствия массового усыхания, восстанавливаясь через несколько десятилетий.
Если мы говорим о работе конкретных предприятий, то речь может идти о сплошных санитарных рубках, сконцентрированных в наиболее проблемных местах. Для того, чтобы после проведения таких рубок не оставалась пустыня, необходимо выделять особо защитные участки и оставлять ключевые биологические объекты на делянках так, как это делают в Швеции и Канаде при проведении сплошных рубок.
Важным условием сохранения Двинско-Пинежского массива является создание особо охраняемой природной территории. WWF провел полевое исследование восточной части массива, на основе чего было подготовлено эколого-экономическое обоснование создания ландшафтного заказника на территории Горковского лесничества Выйского лесхоза площадью 70000 га. Эта территория не передана в аренду, и сегодня нужна воля администрации области, чтобы этот участок был сохранен. Что касается остальной части массива, то, находясь в аренде лесопромышленных компаний, решение о ее сохранении или устойчивом управлении требует переговорного процесса и нахождения компромисса с этими компаниями при участии администрации области. Такой переговорный процесс мог бы обеспечить Архангельский общественный лесной совет, о котором говорилось выше.
WWF надеется на то, что решения, вырабатываемые на областном и федеральном уровне, о судьбе массивов малонарушенных лесов будут иметь взвешенный, продуманный характер и отражать интересы всех сторон.
Андрей Щеголев, руководитель Архангельского проектного офиса WWF
|